Необходимо подчеркнуть, что нельзя применять питание по расчету при гипотрофии во время выраженного токсикоза. Только после снятия явлений интоксикации (путем водной паузы, капельного введения солевых растворов и глюкозы парентерально, антибиотиков и т. д.), при условии систематического улучшения аппетита постепенно можно довести в рационе пищевые ингредиенты до нужного количества. Следует быть очень осторожным при назначении питания детям, в крайней степени истощения, при атрофии.
Первые дни количество пищи у них не должно превышать половины необходимого суточного рациона, но в дальнейшем при улучшении их состояния и аппетита, при постепенном увеличении пищи наблюдаемые нами дети съедали через 20—25 дней рекомендуемое количество.
Ряд авторов, ссылаясь на значительное снижение ферментативных индексов пищеварительного тракта и крови у детей с тяжелыми формами гипотрофии, указывает на опасность возникновения «срывов», возникновения острых и токсических диспепсий при введении этим детям соответствующих их возрасту и весу пищевых нагрузок. Но известно, что ферменты являются специфическими белками и их количество и активность зависят от качества пищи (И. П. Павлов).
В наших исследованиях показатели некоторых ферментов желудочнокишечного тракта (общая й свободная кислотность, пепсин желудочного сока) и крови (протеаза, липаза, амилаза) зависели от аппетита ребенка и его состояния, в меньшей мере от возраста и степени тяжести гипотрофии.
При улучшении состояния детей под влиянием комплексного улучшения в период потребления ими рекомендуемого количества пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) по соответствующему расчету отмечались положительные сдвиги указанных ферментативных показателей. Однако их уровень и при значительном улучшении состояния больных детей, перед выпиской из клиники был ниже, чем у нормотрофиков того же возраста.
Несмотря на это, наблюдаемые дети при улучшении их состояния (с 3—20-го дня пребывания в клинике) съедали рекомендуемые нормы пищевых ингредиентов по приведенному выше расчету, хорошо прибавляли в весе (до 43 г в сутки), у большинства из них улучшались показатели ряда функциональных проб (гидрофильная проба, терморегуляционная реакция — рефлекс Щербака, цветная осадочная реакция мочи по Кимбаровскому, эвакуаторная функция желудка). Под влиянием соответствующего комплексного лечения на фоне полноценного питания дети выздоравливали.
Таким образом, у детей с гипотрофией, даже с тяжелыми осложненными ее формами, при появлении активного аппетита и при потреблении ими достаточного количества пищевых ингредиентов (белков, жиров и углеводов) можно ожидать быстрого и полного восстановления нарушенных функций организма.
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский, В.И.Чистякова