В подростковом периоде онтогенеза создаются наиболее благоприятные условия для того, чтобы через оформленное слово и фразу индивидуальный опыт обогащал коллективный и одновременно пополнялся за счет последнего.
Иными словами, подростковый период формирования психики знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное.
В возрасте 10—12 лет ребенок находит способность наряду с практическими занятиями строить предварительный план действий, поступков.
Накопленные в сознании подростков образы, представления, понятия и более высокий уровень сознания создают условия для более широкого оперирования абстрактными категориями, построения абстрактных концепций, гипотетических суждений и осуществления преднамеренного наблюдения с целью проверки своих гипотез.
Характерной чертой раннего отрочества, следовательно, является формирующаяся возможность предвидения будущего, перспектив деятельности, действий, поступков, жизни. Это качество раскрывает себя в типичном для подростков начале обсуждения вопросов о цели жизни, о жизни и смерти, о бесконечности Вселенной и т. д.
Не скоро удается подросткам осмыслить эти сложные абстракции, но сам факт поисков ответа на такие вопросы весьма характерен для данного возраста.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская