Влияние недостаточного питания сказывалось и на иммунологической реактивности — выработке иммунитета у переболевших и привитых. Несмотря на относительно легкое течение заболеваний, антитела появлялись позже, быстро исчезали, уровень их титров был очень низким (В. И. Иоффе с сотрудниками; Н. Н. Сиротинин, 1949; Guggenheim и др.).
Иммунологические сдвиги при активной иммунизации голодающих животных оказывались значительно менее выраженными, чем в контрольных группах. Голодание отражалось не только на выработке иммунитета во время иммунизации, но и на сохранении приобретенного ранее иммунитета (Н. И. Розанов, 1924).
О низкой иммунологической реактивности при недостаточном питании свидетельствует также увеличение частоты длительно протекающих рецидивирующих форм различных заболеваний, интеркуррентных инфекций и тяжелое течение болезни при повторных заражениях.
Наибольшее снижение показателей общей иммунологической реактивности отмечали у детей.
Снижение реактивности у детей-дистрофиков приводило к увеличению числа отрицательных реакций, создававших ложное представление о напряженности иммунитета.
Эффективность серотерапии и серопрофилактики у истощенных детей резко снижается, что также является доказательством угнетения иммунологической реактивности организма и требует применения увеличенных доз противокоревой и противодифтерийной сывороток.
В основе угнетения общей и иммунологической реактивности при недоедании лежит изменение клеточных и гуморальных защитных механизмов (П. Ф. Здродовский, 1961; В. И. Иоффе; Schaedler, Dubos, 1959; Erschoff, Adams, 1946; Watanabe, 1958, и др.). Изучение лейкоцитарной реакции у людей, проведенное И. И. Ильиным (1958), показало, что как количество лейкоцитов, так и лейкоцитарная формула до некоторой степени определяются характером питания.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Е.А.Олейникова