В динамический стереотип включается не только ритм питания, но и качество пищи. Влияние новой пищи оказывается неоднозначным: в то время как в одних случаях разрушение стереотипа приводит к повышению аппетита, в других — аппетит тормозится.
В динамический стереотип включаются также факторы внутренней среды. Так, одним из механизмов, затормаживающих акт еды, является определенная степень растяжения желудка.
Перевод ребенка на более калорийные виды пищи (большая калорийность на единицу объема) на некоторое время может приводить к повышенному поступлению в организм энергетических и пластических материалов.
Итак, в естественных условиях различные факторы, регулирующие аппетит, взаимодействуют между собой в определенных сочетаниях и последовательности, складываясь в комплекс реакций, которые можно назвать пищевым стереотипом. Стереотип питания включает в себя условия питания, врожденные и приобретенные реакции организма. В рамках пищевого стереотипа могут существенно меняться эффекты отдельных раздражителей по сравнению с их изолированным действием.
Это следует учитывать при создании рационального режима питания ребенка. В частности динамический стереотип может объяснить гиперфагии у детей, возникающие при систематическом перекармливании.
«Питание здорового и больного ребенка»,
А.М.Уголев, В.Г.Кассиль