Вопрос о причинах, обусловливающих сезонность брюшного тифа, недостаточно изучен. А. Ф. Билибин, Б. М. Берман, М. М. Кадэн и др. указывают на суммарное действие различных факторов.
Так, наряду с мушиным фактором может иметь место нарушение пищевого режима в летне-осенний период. Неполная и несвоевременная госпитализация обусловливает затяжной характер сезонной кривой заболеваемости и т. д.
По литературным данным, случаи брюшного тифа в отдельных местностях регистрировались в течение всего года, но максимальное распространение имело место в летне-осенний период (Л. В. Громашевский, И. И. Рогозин, Г. Ф. Вогралик, Л. Я. Кац-Чернохвостова и др.).
Сезонные подъемы не являются чем-то незыблемым и постоянным в эпидемиологии брюшного тифа. Например, на Украине, в Белоруссии и в ряде других республик в результате резкого снижения сезонного подъема заболеваемости резко снизился и общий ее уровень (М. М. Кадэн).
По данным, полученным нами в 1944 — 1945 гг., больные брюшным тифом дети поступали в стационар в течение всего года. Максимальное число больных отмечалось в апреле — мае и до октября находилось на одном уровне. В 1946 — 1947 гг. заболеваемость среди детей значительно снизилась и регистрировалась в виде спорадических случаев.
В последующие 1950 — 1960 гг. единичные заболевания детей брюшным тифом обычно имели место лишь в августе — октябре, иногда и в зимнее время.
Таким образом, в результате резкого снижения заболеваемости брюшным тифом появление «спорадических случаев заболевания утратило сезонную закономерность.
«Брюшной тиф у детей», Н.В.Дмитриева