Исходное положение: ребенок на спине, ногами к сестре-воспитательнице.
Выполнение: сестра дает ребенку охватить большие пальцы своих рук; остальными придерживает руки ребенка только в случае надобности. Слегка двигая руки к себе, побуждает ребенка приподнять голову и плечевой пояс и возвращает затем его к исходному положению. Упражнение является активным и без участия ребенка противопоказано.
Движение проделывается 1—2 раза. Работают сгибатели позвоночника (передние мышцы шеи и брюшной пресс).
Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно
Исходное положение: ребенок на спине, ногами к сестре-воспитательнице.
Выполнение: сестра-воспитательница охватывает ноги ребенка в нижней трети голени так, что ее большие пальцы ложатся вдоль наружной поверхности голени; мизинцы — поперек ступней; остальные пальцы свободно ложатся по задней поверхности голени. Производится сгибание и разгибание одновременно обеих ног с легким нажимом на живот (4—7 раз).
Темп медленный.
Вслед за этим — попеременное сгибание и разгибание ног в форме ходьбы и бега. Темп постепенно ускоряется и замедляется (6—8 раз).
Если ребенок оказывает сопротивление сгибанию, то достаточно помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания. Если он оказывает сопротивление разгибанию, то легкое поглаживание над коленками в направлении от бедер к стопам вызывает разгибание.
Движение пассивное, но может быть и активным. Работают мышцы нижних конечностей.
Сгибание и разгибание ног вместе
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт