Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями.
В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно.
Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты рабочей установки и той сосредоточенности, которая необходима в гимнастике. Тем не менее это не исключает того, что дети должны воспринимать занятие гимнастикой как любимую игру, что является вопросом правильной методики гимнастических упражнений.
Гимнастика, как одно из средств воспитания и совершенствования детского организма, ведет к улучшению не только качества движений, но и других физиологических реакций; к ритмичным движениям легче приспосабливаться внутренним органам, работа которых также протекает ритмично (сердце, легкие).
То обстоятельство, что некоторая неуклюжесть движений у детей младшего возраста стоит в связи с незаконченностью развития двигательных центров, вовсе не исключает возможности внешнего воздействия, так как в пределах каждого возраста, кроме биологически обусловленных двигательных вариаций, есть также и индивидуальные вариации, зависящие, очевидно, от типа нервной деятельности, а также от внешней среды.
Влияние тренировки на эти индивидуальные особенности несомненно, что подтверждается и нашими наблюдениями.
Правильные ритмичные движения являются и наиболее экономными, так как сопровождаются наименьшей затратой энергии.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт