Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса.
Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для кровообращения и питания тканей.
«Каждой эмоции, — говорил И. П. Павлов, — свойственен особый характер и особое состояние сердца и сосудов»; отсюда такие выражения, как «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил в филогенезе, а именно: у наших отдаленных предков каждая эмоция выражалась движением. Так, страх переходил в бег, гнев в драку, радость выражалась пляской и т. д., а движения неизбежно отражались на работе сердца и сосудов.
Таким образом, установилось точное согласование между эмоциями и работой сердца и сосудов.
У современного человека эмоции не обязательно проявляются в движении. Современный человек может внешне ничем не проявлять своих чувств. И. П. Павлов говорил, что мышцы уже не имеют такого значения для выражения наших чувств, но нервная связь осталась (сложный условный рефлекс — инстинкт).
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт