Больная Л-ва, 9 лет, поступила в клинику на 9-й день заболевания. Болезнь началась с головной боли, к которой на следующий день присоединилась рвота, повторявшаяся несколько раз в день; температура доходила до 38 — 38,5°, больная сделалась вялой, сонливой; при поступлении в клинику была в сознании, но очень вяла и заторможена; резкая головная боль. Менингеальный синдром резко выражен.
Анизокория левый зрачок больше правого; реакция зрачков на свет справа ослаблена, слева — нормальна. Паралич отводящего нерва справа. Объем и сила движений конечностей нормальные. Сухожильные рефлексы оживлены.
Состав спинномозговой жидкости: белка 0,бб%, цитоз 171/3, сахара 50 мг%; пленка выпала, в ней обнаружены микобактерии туберкулеза.
Начато субокципитальное введение стрептомицина по 80 000 ЕД. Состояние больной улучшилось. Стойко оставался лишь парез отводящего нерва и небольшая атаксия рук. Периодически корешковые боли в поясничной области. Интенсивность менингеального синдрома уменьшилась.
В общем состоянии после наступившего улучшения в первый период болезни особых изменений не происходило. В дальнейшем вновь наступило ухудшение. К концу 4-го месяца болезни состояние было тяжелое; сделалась вялой, апатичной, снизился аппетит.
На 143-й день болезни у больной начались общие тонические судороги, которые длились до 15 минут. При исследовании нервной системы обнаружено повышение сухожильных рефлексов, справа симптом Бабинского. В дальнейшем состояние оставалось довольно тяжелым. Цитоз и белок в спинномозговой жидкости нарастали.
На 167-й день болезни отмечено вынужденное положение головы, с трудом ее повертывала, появилась боль в руках. Отчетливее выявилась атаксия в руках; слева резче, чем справа. Справа клонус стопы. Болевой синдром держался.
На 184-й день болезни отмечалось ограничение активных движений правой руки и ноги; высокие сухожильные рефлексы. Вскоре наступил паралич руки и ноги. Резко повысились сухожильные рефлексы, двусторонний клонус обеих стоп; появился отчетливый симптом Бабинского. Защитные рефлексы больше выражены справа. К двигательным расстройствам присоединились бульбарные нарушения. Умерла на 193-й день болезни.
Патологоанатомический диагноз. Творожистый некроз правых паратрахеальных лимфатических желез. Хронический и острый туберкулезный лепто-пахименингит головного и спинного мозга. Сращения продолговатого мозга и варолиева моста с мозжечком.
При гистологическом исследовании был обнаружен лептоменингит на всем протяжении спинного мозга, краевой миелит и воспалительные изменения вокруг сосудов спинного мозга со значительной глиозной реакцией.
В основе корешковых и спинальных двигательных расстройств лежат тяжелые поражения оболочек с вовлечением корешков, размягчения спинного мозга вследствие облитерации питающих его сосудов, в некоторых случаях в связи с развивающимся в самом спинном мозгу воспалительным процессом.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой