Обычно как при гиперхромиях, так и при ахромиях, комбинируется действие внешних и внутренних факторов, но значение одних и других при различных дисхромиях различно. Поэтому и подход к профилактике и лечению этих заболеваний различен. При витилиго имеет место неустойчивость метаболизма пигментов, комбинированная с влиянием местных факторов. Подобное состояние наблюдается и при меланозе Риля.
При так называемом дерматите Берлока (Berlockdermatitis) духи играют роль местного предрасполагающего к гиперпигментации фактора.
Подобную предрасполагающую роль могут играть также различные масла, дегти, смолы (например, при так называемом лихеноидном меланозе ГоффманаГаберманна). В других случаях, например, при веснушках, свет является не обусловливающим, но провоцирующим фактором, а при околошеечном пигментном дерматите (dermatitis pigmentosa peribnccalis) гиперпигментация обусловливается эндокринными влияниями и себореей.
Пигментное нарушение можно наблюдать, помимо указанных состояний, при болезни Сивата (poikilodermie reticulaire et pigmentee du visage et du сои), при хлоазме и при ряде других кожных и общих заболеваний. Гипохромии встречаются при pityriasis versicolor, туберкулезной и красной волчанке, экзематидах, псориазе, экземе, ожогах и др.
Гиперхромии наблюдаются при псориазе, парапсориазе, herpes simplex, опоясывающем лишае, пемфигусе, болезни Дюринга, dermatitis pratensis, красном плоском лишае и других эритематозных, папулезных, везикулезных, буллезных дерматозах. Эти гиперхромии не оставляют после себя рубцов и атрофии кожи, повторяют локализацию и форму основной сыпи и их легко удалить смазыванием гидрохиноновым монобензилэфиром.
Кроме того, существуют стойкие гиперхромии при других дерматозах (пигментная крапивница, склеродермия), часто связанные с атрофией кожи или сочетающиеся с ахромией (эктима, сифилис, лепра).
«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов