На протяжении последнего десятилетия отчетливо обозначились также сдвиги в клиническом течении дифтерии. Соотношение различных локализаций дифтерийного процесса изменилось в сторону учащения локализации процесса в зеве, резко упала частота дифтерийного крупа, сильно уменьшился процент редких локализаций (дифтерия глаза, половых органов, кожи, уха) и комбинированных форм.
По материалам Москвы, удельный вес дифтерии зева возрос с 72,5% в 1949 — 1953 гг. до 90% в 1959 г., а частота дифтерийного крупа за эти же годы уменьшилась с 12,6 до 1,6%.
Весьма вероятно, что сдвиги в возрастной структуре и распределении дифтерийных локализаций в значительной мере взаимообусловлены; можно предположить, что уменьшение крупа, комбинированных и редких форм, связано с уменьшением заболеваемости детей первых лет жизни, которым эти формы преимущественно свойственны, а увеличение частоты дифтерии зева, которой чаще болеют старшие дети и взрослые, связано с увеличением удельного веса старших возрастных групп среди болеющих дифтерией.
Под влиянием активной иммунизации тяжесть дифтерии заметно облегчилась.
Анализ особенностей течения наиболее частой формы дифтерии — локализованной дифтерии зева — показывает преобладание островчатых форм над пленчатыми (31% против 69%, по данным г. Москвы), значительно увеличились в числе легчайшие формы дифтерии зева, нередко проходящие самоизлечением.
Среди токсических форм преобладают токсическая дифтерия I степени и субтоксическая дифтерия. Наиболее тяжелые варианты токсической дифтерии — геморрагическая и гипертоксическая — стали гораздо реже.
В соответствии с этим стали реже и тяжелые миокардиты и полирадикулоневриты.
Вместе с тем и по московским материалам, и по данным других мест, процент токсической дифтерии еще остается высоким, что следует отнести за счет все еще неизжитых дефектов активной иммунизации.
«Дифтерия у детей», М.Е.Сухарева, К.В.Блюменталь