В 1965 г. нами совместно с А. А. Аренбергом опубликована работа, в которой обращается внимание на наличие форм фиброзной дисплазии, отличающихся по клинико-рентгенологическим данным, а также по гистологической картине от типичных форм фиброзной дисплазии.
Обычно среди сплошных участков клеточно-волокнистой ткани при фиброзной дисплазии встречаются мелкие очаги гиалинового хряща. О таких находках писали А. М. Вахуркина (1958), Т. П. Виноградова (1962), С. А. Рейнберг (1964), Santez с соавторами (1948). По мнению А. В. Русакова, хрящевые очаги обнаруживаются лишь в тех случаях, когда процесс развивается вблизи эпифизарного хряща.
Хрящевые очаги, встречающиеся в костях, пораженных фиброзной дисплазией, служат доказательством правильности гипотезы о Том, что происхождение данного заболевания связано с нарушением оссификации хрящевой основы кости, не полностью и извращенно заменяющейся незрелой остеогенной тканью.
Само по себе обнаружение небольших хрящевых очагов при фиброзной дисплазии еще не дает оснований говорить о смешанных формах фиброзной и хрящевой остеодисплазии как о самостоятельном заболевании. Но если наряду с очагами фиброзной дисплазии в костях имеются крупные очаги хрящевой ткани и они обусловливают определенную клинико-рентгенологическую и морфологическую картину, диагноз смешанной фиброзно-хрящевой дисплазии становится полностью правомерным.
В литературе мы встретили лишь одно описание подобной формы диспластического процесса (М. А. Берглезов, Н. Г. Шуляковская, 1963). Мы располагаем 12 наблюдениями смешанных форм фиброзно-хрящевой дисплазии костей конечностей. Это были дети 5, 8, 9 лет, по два ребенка 10, 11, 13, 14 лет и один даже 15 лет (7 мальчиков и 5 девочек), давность заболевания была от IV2 до 8 лет, у 6 больных было одностороннее множественное и у 6 — двустороннее поражение костей. У всех больных наиболее выраженный очаг смешанных форм фиброзно-хрящевой дисплазии наблюдался в проксимальных метафизах бедренных костей.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков