Течение — доброкачественное. Самопроизвольно и медленно в течение нескольких недель (до 3 — 4 месяцев) инфильтраты рассасываются, не изъязвляясь и не флуктуируя, обычно без видимых следов. В отдельных случаях могут остаться на коже рубцы. Весьма редко может присоединиться вторичная гнойная инфекция или кальцификация.
Подкожный некроз жировой ткани новорожденных наиболее часто развивается у крупных грудных детей при тяжелых родах, когда накладывались щипцы или проводились другие акушерские манипуляции (поворот плода, травматизация при оживлении новорожденного); принято считать, что травма играет роль в появлении заболевания.
Гистологически, согласно более старым исследованиям, это обширный некроз подкожной жировой ткани с реактивным воспалением и наличием эпителоидных и гигантских клеток. На месте некроза образуются игловидные кристаллы жирных кислот и нейтрального жира; обнаруживаются отек и васкуляризация соединительнотканных перегородок, а также отсутствие эластических волокон. Новые исследования показали, что здесь не имеет места резорбция и регенерация после жиро-тканевого некроза, а функциональные изменения ретикулогистиоцитарной ткани подкожного слоя. Считают, что это эссенциальное заболевание молодой жировой ткани у новорожденных с временным нарушением липоидного обмена.
Подкожный некроз жировой ткани новорожденных не следует смешивать с так называемым adiponecrosis е frigore, появляющимся у более старших детей на щеках, лбу и подбородке под воздействием холода.
Дифференциальный диагноз следует, кроме того, проводить и в отношении склередемы и склеремы новорожденных, рассмотренных выше, а также отека новорожденных. При склереме суставы, в частности челюстей, неподвижны, болезнь имеет большую склонность к генерализации, отвердение кожи хорошо выражено, и исход часто летальный. При отеке новорожденных при давлении получается ямка на коже; он локализуется большей частью на конечностях.
«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов