Паратиреоидная остеодистрофия (болезнь Реклингаузена), несмотря на редкость, может быть принята за остеобластокластому, если обнаружен лишь один очаг поражения в кости. При диагностике остеобластокластомы также необходимо исключить болезнь Реклингаузена. Для этого при подозрении на эту болезнь исследуют все кости скелета.
Поражение многих костей, общий остеопороз скелета и другие рентгенологические особенности, например так называемый ватный череп, также являющийся проявлением остеопороза в костях свода черепа, биохимические изменения (гиперкальциурия и гиперкальциемия, резко повышенная активность щелочной фосфатазы крови и др.) говорят в пользу аденомы или гиперплазии паращитовидной железы. При остеобластокластоме, сопровождающейся общим остеопорозом костей, необходимо обследовать другие кости скелета и изучить фосфорно-кальциевый обмен.
Следует, однако, помнить, что при определенном, максимальном, пороге выведения кальция из организма гиперкальциурии и гиперкальциемии в случае выраженного остеопороза при болезни Реклингаузена может и не быть.
Остеобластокластома — всегда одноочаговое поражение. Лишь в одном случае типичной остеобластокластомы мы встретили два очага в плечевой кости у 15-летней девочки. В течение 10 лет ее наблюдали и лечили как больную костным туберкулезом. Очаги мы расценили как обширное кистозное поражение гигантоклеточной опухолью, разделенное костной перемычкой на две полости (возможно, после незамеченного перелома).
Остеобластокластома удалена и подтверждена гистологическим исследованием. В литературе при описании патологии взрослых нами найдены редчайшие случаи множественного поражения гигантоклеточными опухолями (Alexander, Crawford, 1927), но при этом сомнительной является точность гистологической диагностики (наблюдения относились к 1927 г.).
Частым заболеванием, с которым приходится дифференцировать активно-кистозную форму остеобластокластомы, является очаговая, монооссальная форма фиброзной дисплазии. Тонкая склеротическая кайма, окружающая очаг со всех сторон, боковое, прикортикальное расположение при наличии большого по размерам очага — все это характеризует фиброзную дисплазию.
Ячеисто-трабекулярный фон поражения характерен для остеобластокластомы, при фиброзной дисплазии он гомогенный. Эозинофильная гранулема также может при солитарной форме имитировать остеобластокластому, но в ее пользу говорят четкие штампованные границы, многофестончатая мелкоовальиая структура очага поражения и более выраженные клинические симптомы, чем при кистозной форме остеобластокластомы, нередко выявляемой случайно.
Нами проведен анализ диагностических ошибок при первичном обращении к врачу детей с остеобластокластомой, но даже при направлении больных в ЦИТО врачами-специалистами различных поликлинических учреждений указанные ошибки имели место. За последние 4 года из 105 детей 68 направлены с правильным диагнозом остеобластокластомы, 22 — без диагноза, 3 — с диагнозом туберкулеза костей, 5 — остеомиелита, 3 — фиброзной дисплазии, 2 — остеогенной саркомы, 2 — эозинофильной гранулемы кости.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков