Проникающие в кожу кровеносные сосуды, идущие из лежащих под ней тканей, образуют два сплетения: одно расположено на границе между собственно кожей и подкожной клетчаткой, а второе — в подсосочковом слое. Сосуды от этих двух сплетений направляются в подкожную клетчатку, в дерму, сосочки, волосяные фолликулы, сальные и потовые железы. В глубже расположенных и более крупных сосудах различают три хорошо выраженных слоя: adventitia, media и una. Капилляры в сосочковом слое состоят только из одного ряда эндотелиальных клеток, окруженных небольшим числом гистиоцитов.
Внутри эндотелиальных клетках наблюдаются многочисленные внутриплазматические пузырьки, которые считаются морфологическим субстратом метаболизма газов и других веществ. Под микроскопом не видно ни спаивающего клетки Цемента, ни эвдокапиллярной протеиновой пленки. Не заметно также никакого просвета в клетках или между ними. Кнаружи базальная мембрана капилляра имеет различную толщину и обволакивает непроницаемой оболочкой все пространства между эндотелием и перицитами.
Она состоит из множества слоев и мелко исчерчена. Наиболее поверхностным является рыхлый слой из перицитов.
С увеличением размеров сосуда толщина этого слоя увеличивается. Одни авторы считают перициты составной частью стенки сосудов, рассматривая их как модификацию гладкомышечных клеток с ветвящимися отростками и способностью к сокращению. Другие авторы [Э ф. Махер (Е. v. Macher), В. Фогелль (W. Vogell)] контрактильной способности в цитоплазме перицитов не обнаружили. В эндотелиальных клетках капиллярных петель наблюдается значительная фосфатазная активность, в особенности в восходящей артериальной части.
В связи с терморегуляторной функцией кожи представляют интерес особые сосудистые образования в дерме, называемые гломусами (glomus) Это артериовенозные анастомозы, в которых не участвуют капилляры. Гломус сам по себе состоит из эндотелиальной стенки и около десятка рядов крупных клеток со светлой протоплазмой, напоминающих эпителиальные клетки, и называемых гломусовыми клетками. Эти клетки связаны с безмякотными нервными волокнами и способны сокращаться наподобие мышечных клеток.
Принято считать их либо модифицированными гладкомышечными клетками, либо клетками, происходящими от перителиальных. Гломусы находятся главным образом в коже пальцев и в ногтевом ложе.
В общем количество и расположение кожных артерии у новорожденного то же, что и у взрослых. Отмечается, что артериальные сети в коже находятся в менее дифференцированном состоянии; по мере развития дермы и потовых желез поднимающиеся под наклоном сосуды занимают все более горизонтальное положение. Более значительные различия и изменения существуют в капиллярах. У новорожденных лимоус ногтя имеет вид узкой белой нити.
Капилляры приобретают вид и форму капилляров взрослых лишь после третьего месяца жизни. Некоторые авторы находят, что у новорожденного капилляры в ногтевом валике едва развиты. Однако в течение следующих месяцев кожные капилляры растут быстро и к концу первого года жизни уже вполне оформлены.
«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов