В эксперимент были включены 6 школ г. Софии с 52-мя школьниками, больными ревматизмом.
Контрольная группа состояла из 27 больных ревматизмом школьников других школ, сходных со школьниками экспериментальной группы по возрасту, форме ревматического заболевания и состоянию здоровья. Школьники обеих групп имели сходную психологическую характеристику.
Об этом свидетельствует почти одинаковая успеваемость в школе в начале учебного года. Обе группы детей подвергались профилактике бициллином. В экспериментальной группе, в отличие от предыдущего учебного года, проводились в одну из больших перемен закаливающие процедуры и физиопроцедуры.
Чтобы уточнять состояние больных ревматизмом детей обеих групп в динамике изучались ряд показателей: состояние здоровья, пропуски по болезни, дисциплина данного школьника на уроке, успеваемость, умственная работоспособность.
Состояние здоровья исследовалось у каждого ребенка по вошедшим в практику Софийского института педиатрии клиническим и лабораторным показателям, не менее одного раза в четверть.
В конце каждой четверти определяли число дней для каждого школьника, в которое он отсутствовал на занятиях. Дисциплина в классе учитывалась по сведениям, данным учителем в отношении каждого школьника, и на этом основании проводилась относительная оценка: «хорошая» или «плохая» дисциплина.
Успеваемость в школе — определялась путем вычисления общих оценок каждого ученика для каждой четверти. Умственная работоспособность исследовалась у каждого ученика в конце каждой четверти по методу Крепелин-Паули, модифицированному В. Мановой.
Как уже указывалось, суть этой методики заключается в решении цифровых задач в течение 9 минут.
Каждая задача состояла из трех однозначных чисел, с которыми производилось сложение и умножение. Отношение между правильно и ошибочно решенными задачами («коэффициент умственной работоспособности») и выражало умственную работоспособность.
Несмотря на наличие известных пропусков и ошибок при проведении экспериментального режима, полученные результаты еще более категорически подтвердили эффективность предполагаемой нами организации школьного режима для больных ревматизмом школьников.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов