Так или иначе, большинство детей, перенесших ревматический приступ, продолжают учебу в школе в том же году. Как наиболее правильно организовать их режим дня, чтобы больные школьники могли и успешно учиться, и не переутомляться, и найти время и место для профилактических мероприятий.
Мы не можем безоговорочно принять предложение ряда авторов освобождать больных ревматизмом детей от последних уроков учебных занятий или же организовывать один свободный день в середине недели. Однако в свободное от этих уроков время или в этот свободный день в школе учебные занятия идут своим чередом, учителя преподают новый материал. Совершенно ясно, насколько трудно больным детям воспринять материал этих уроков, если они не слышали объяснения учителя.
Следовательно, за такой отдых школьник платит дорогой ценой. С другой стороны, мы считаем также трудным и даже невозможным включение в профилактический комплекс больного ревматизмом школьника лечебную физкультуру и другие лечебные мероприятия, если он должен получать процедуры в специальных кабинетах, организованных при поликлинике.
Для проведения этих мероприятий больной ревматизмом школьник должен потратить не менее двух часов каждый день из внешкольного времени. Это серьезно отражается на его отдыхе и на подготовке уроков к следующему дню. Общий распорядок дня такого школьника нарушается. Вот почему обычно такие мероприятия проводить нецелесообразно.
Для разрешения всех этих вопросов мы попытались организовать специальный школьный режим больных ревматизмом детей в обычных школах. Существенным моментом этого режима является перенесение закаливающих процедур, лечебной физкультуры и физиопроцедур в школу и включение их в учебное время.
Включение указанных процедур в перемены между уроками позволяет решить две большие задачи: сэкономить время школьника и освободить его внешкольный отдых, что даст ему возможность выполнять все остальные мероприятия внешкольной деятельности школьника: обеспечивается возможность эффективного, активного отдыха для организма школьника, что особенно важно для центральной нервной системы.
Известно благотворное влияние закаливающих процедур и физкультурных упражнений на центральную нервную систему и на высшую нервную деятельность. На этом вопросе мы подробно останавливались в предыдущих разделах книги.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов