Состояние покоя считалось самым важным мероприятием для детей со стойким поражением сердца, и вся жизнь больного ребенка в школе и вне ее организовывалась соответственно. Исходили из принципа, что первым условием лечения заболевшего органа является обеспечение покоя.
При таком способе лечения не учитывали однако целого ряда очень важных положений. Прежде всего следовало иметь ввиду, что сердечно-сосудистая система функционально неотделима от нервной системы.
Нервная система осуществляет поразительно тонкую регуляцию кровотока во всем организме, причем сердце отзывается не только на воздействие, исходящее из центральной нервной системы первично, но и па раздражения, идущие от рецепторов по периферии или из внутренних органов (И. М. Саркизов-Серазини).
Ограничение движений и поступление импульсов из патологически измененных внутренних органов в кору головного мозга понижают ее тонус, вызывают развитие невротических состояний.
Это отражается очень отрицательно на функции сердечно-сосудистой системы, которая острее всех других внутренних органов реагирует на любое изменение в коре головного мозга (В. К. Добровольский).
Дозированные физические упражнения увеличивают поток импульсов от рецепторов двигательного аппарата, повышают тонус коры мозга, улучшают центральные механизмы, регулирующие кровообращение. Образующиеся при этом положительные эмоции, в свою очередь, способствуют тонизирующему воздействию физических упражнений (Добровольский).
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов