При выраженном утомлении у юных спортсменов обнаруживалось иногда вдвое более высокое содержание 17-оксикортикостероидов и ванилил-миндальной кислоты по сравнению с уровнем увеличения этих экскретов у лиц, не находящихся в состоянии утомления (также юных спортсменов). Подобная закономерность наблюдается и у детей-ревматиков во внеприступном периоде.
Все это характеризует физкультуру как фактор, сильно укрепляющий, а также действующий стабилизующе на организм ребенка. Вот почему ее следует включать в дневной режим ребенка со дня его рождения. Скачала она проводится в виде массажей, активных и пассивных движений конечностей.
Впоследствии, по мере увеличения возраста ребенка, физкультурные упражнения расширяются, углубляются с известной специфичностью для отдельных этапов детского развития, которые должны быть хорошо известны каждому педиатру. Особенно велика роль физкультуры в профилактике новых приступов ревматизма.
У больных ревматизмом детей физкультура разрешает гораздо больше и более сложные задачи по сравнению со здоровыми детьми, что повышает ее значение в таких случаях. Уже было сказано, что ревматический процесс поражает главным образом сердечно-сосудистую систему, в особенности у детей, оставляя стойкие последствия.
Следовательно, сердечно-сосудистый аппарат находится в центре ревматической болезни. От состояния развития процесса зависит как дальнейший ход заболевания, так и вообще судьба заболевшего.
Главной задачей педиатра является необходимость щадить сердечно-сосудистый аппарат и удерживать его в хорошем состоянии.
Это хорошо понимали врачи еще в далеком прошлом. Еще с тех пор акцент не только лечебных, но и профилактических мероприятий делался на сердечно-сосудистую систему. Однако безусловно ошибочным является такое понимание сущности этих мероприятий.
Ребенка подвергали режиму, в задачу которого входило исключительно щажение сердечной деятельности. Запрещались игры, занятия физкультурой, более продолжительные прогулки и пр.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов