Другим не менее важным противоревматическим мероприятием III группы является физкультура. Физкультурные занятия представляют собой мощный физиологический фактор, оказывающий благотворное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие человека, и в особенности ребенка.
Движения являются основным биологическим раздражителем для развития прежде всего коры головного мозга, для выработки двигательных навыков, для усовершенствования приспособительных способностей ребенка к разным условиям внешней среды.
Проведенные В. Н. Мешковым исследования указывают на то, что физические упражнения могут воздействовать на процессы тканевого обмена.
Систематическое проведение их как бы улучшает процессы тканевого обмена — гистохимический барьер между током крови и лимфы становится более проницаемым, облегчается переход кислорода и питательных веществ из капилляров в клетки, а также и вынесение продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в ток крови, повышается и потребление кислорода.
А. П. Егоров подчеркивает, что физические упражнения являются стимуляторами ретикуло-эндотелиальной системы, активной мезенхимы. Наблюдается повышение гемоглобина, увеличивается число эритроцитов, нарастает фагоцитарная активность. Занятия физкультурой оказывают сильное благотворное влияние на функции эндокринных желез, на гемодинамические процессы в организме.
Р. А. Джуганян, на сетовании большого числа исследований, приходит к выводу, что физические упражнения вызывают непосредственное изменение уровня экскреции метаболитов надпочечников.
При этом чем интенсивнее и эмоциональнее физическая нагрузка, тем в большей степени усиливается выделение 17-оксикортикостероидов и ванилил-миндальной кислоты.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов