Лечебный эффект воспитания направлен на восстановление нарушенного равновесия организма с окружающей средой.
Одним из основных моментов в этом отношении является тот психический покой, который для больного ребенка значительно более /существен, чем покой физический. Речь, конечно, не идет «вообще» о покое психическом, а об активном целенаправленном сохранении психического покоя, выражающемся, с одной стороны, в устранении отрицательно-эмоциональных реакций, вызывающих углубление патологических отклонений в центральной нервной системе, а, с другой, в «насыщении» положительными эмоциями больного ребенка.
Это может осуществляться через тонизирующие центральную нервную систему импульсы, содействующие нормализации ее деятельности. Средства, применяемые в этом направлении, разнообразны и многочисленны. Для результативного применения их необходимо не только хорошо знать эти средства, но и умело сочетать их с условиями сложной больничной обстановки, с постоянно изменяющимся состоянием больного организма, с динамикой болезни, с индивидуальными особенностями больного ребенка. Этого можно добиться лучше всего, включая воспитательные воздействия в лечебный комплекс, увязывая их с остальными лечебными мероприятиями.
Для этого врачу необходимо взять в свои руки руководство воспитательной деятельностью. Он должен хорошо знать ее сущность и уметь пользоваться ею так же хорошо, как и любым лечебным средством. Ценным и необходимым, специально подготовленным для этого и хорошо обученным помощником врача в организации воспитательных мероприятий является педагог или психолог.
Он должен работать под руководством врача, в близком и непрерывном контакте с ним. Разобщенность, существующая в работе этих двух людей в наших лечебно-профилактических учреждениях, представляет собой серьезный недостаток, являющийся основной причиной больших неблагополучий в организации воспитания больного ребенка.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов