В патогенезе ревматизма существенную роль играет нервная система. Известно, что ревматический процесс вызывает значительные патологические сдвиги в функции коры и подкорки головного мозга. Главным образом в результате этого наступает нарушение физиологических процессов, расстраивается равновесие заболевшего организма с окружающей средой.
Отсюда следует, что мероприятия, направленные на устранение изменения в нервной системе, занимают важное место в комплексной терапии ревматизма.
Каждое лечебное средство, способствующее стиханию ревматического процесса, тем самым способствует восстановлению нарушенных функций пораженного этим заболеванием мозга. Однако существуют и такие мероприятия, которые направлены исключительно на нормализацию процессов в коре головного мозга.
Центральное место в этих мероприятиях занимает воспитательная работа, проводимая с детьми, больными ревматизмом. Роль воспитания не исчерпывается только его гуманной стороной, как это упрощенно понимается многими.
Она гораздо глубже и существеннее из-за взаимосвязи между соматическим и психическим состоянием. Известно, что изменения соматики оказывают влияние на психику.
С другой стороны, состояние психики воздействует на возникновение и развитие патологических процессов во внутренних органах. Воспитание, воздействуя на психику больного ревматизмом ребенка, благотворно отражается на нарушенной высшей нервной деятельности, а оттуда и на патологически измененных функциях внутренних органов.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов