Возможности лечения ревматизма значительно расширились после введения в 1948 г. Henoch глюкокортикоидных гормонов в ревматологическую практику. Высокая эффективность этих препаратов в отношении острых экссудативных процессов очень быстро обусловила им высокую популярность.
Первые восторженные сообщения об их «чудотворном» действии вызвали большие надежды и вдохнули оптимизм в отношении судьбы больных ревматизмом, коллагеновыми и другими тяжелыми, трудно излечиваемыми заболеваниями.
Начиная с 1948 г. и до настоящего времени, было проведено множество экспериментальных и клинических исследований, которые способствовали разностороннему выяснению функции этих гормонов, заменили энтузиазм и иллюзорные надежды реальными представлениями об их целебном значении.
Глюкокортикоиды представляют собой группу гормонов коры надпочечников, которые участвуют в функциональном проявлении одной из основных адаптационных систем организма — системы «гипофиз-надпочечник».
Главным представителем глюкокортикоидов в организме является кортизол. Продукт его метаболизма — кортизон.
Это первый искусственно синтезированный глюкокортикоид, который стал исходной базой синтезирования многих производных. Поэтому его считают родоначальником той группы гормонов, которая известна в практике еще как группа кортизона. Так как глюкокортикоиды не разрушаются в желудочно-кишечном тракте, то их вводят, в основном, перорально. Имеются также препараты для инъекционного введения (внутримышечного, внутривенного, внутрисуставного).
Эти препараты быстро и полностью всасываются в стенках желудочно-кишечного тракта, по-видимому по лимфатическим путям (Ясиновский с сотр.).
При внутримышечном введении они абсорбируются медленно в течение суток. Этим определяется продолжительность их действия при однократном пероральном приеме — от 6—8 часов, до 24 часов — при внутримышечном введении.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов