Процент ошибок, допускаемых при постановке диагноза у постели больного ревматизмом ребенка, все еще довольно велик.
Этот процент различен для отдельных стран и для отдельных больничных учреждений. Как уже было указано, это зависит:
- От направленности врачебного внимания на ревматическое заболевание.
- От подготовки кадров.
- От взыскательности и тщательности исследования больных со стороны медицинских кадров.
- От диагностических возможностей лечебного учреждения.
Для того чтобы как можно больше снизить процент ошибок, что имеет огромное значение и фатальные последствия для больного, необходимо учитывать все эти факторы.
Пренебрежение каким бы ни было из этих факторов приводит к ошибкам. Недооценкой последних двух факторов можно объяснить все еще высокий процент ошибок, которые допускают в наших больницах хорошо подготовленные специалисты. Исследование больного проводится наспех, рассчитывают почти только на симптомы, выявленные при выслушивании сердца.
Не используются большие возможности, которые может дать тщательно собранный анамнез; недостаточно истолковываются многочисленные клинические, хотя и «не очень важные», «второстепенные» симптомы, получаемые при подробном осмотре; из лабораторных показателей учитывают только РОЭ.
Этим можно объяснить пренебрежение целым рядом дополнительных биохимических исследований, которые может провести каждое более крупное лечебно-профилактическое учреждение в нашей стране.
Недостаточно используются специализированные кабинеты (рентгеновский, кардиологический, ушной и пр.).
Не проводится непосредственное и точное наблюдение за ходом болезненного процесса, откуда можно получить много существенных данных. И, наконец, собранные многочисленные факты не обсуждаются с необходимой углубленностью, вследствие чего, несмотря на их накопление, они остаются неиспользованными.
Ликвидация всех указанных недостатков, включение в диагностические поиски большого числа клинических и лабораторных данных, прослеживание их в ходе заболевания и умелое их толкование в значительной степени могут способствовать избежанию или снижению до минимума существующих дифференциально-диагностических ошибок.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов