Частый контакт с родными больного ребенка, подробный и тщательный анамнез и наблюдение являются важными предпосылками для применения этих продромальных симптомов.
Некоторые авторы пытаются использовать нервный синдром в качестве раннего дифференциально-диагностического показателя при отличии ревматизма от других заболеваний.
По мнению Калюжной, для интоксикации различной природы, включительно и туберкулезной, характерны сильно повышенный тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, резко положительная кожная адреналиновая проба, белый дермографизм, расширенные зрачки, склонность к запорам, к повышенному давлению в крупных и мелких артериях, сухость и бледность кожи, высокая холинэстеразная активность крови.
Для ранних этапов ревматической инфекции, по мнению того же автора, характерно повышение тонуса главным образом парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Калюжная подчеркивает известное различие туберкулезной интоксикации от ревматической и в отношении нарушений функции коры головного мозга. Дети с туберкулезной интоксикацией отличаются сильным раздражением корковых процессов: они чаще эмоционально возбуждены, инициативны, деятельны, быстро переходят от одного занятия к другому.
Больным ревматизмом, наоборот, еще в ранних стадиях свойственно понижение активности процессов в коре головного мозга — дети становятся вялыми, обидчивыми. Автор оговаривается, что эти различия не являются основными дифференциально-диагностическими признаками, что они могут только помочь в отличии ревматизма. Но и при этой оговорке мы не склонны согласиться с подобным мнением.
Мы считаем, что и при этих, и при других заболеваниях характер изменений процессов в коре головного мозга и вегетативных функций может быть разнообразным, и ревматолог нелегко может использовать его в качестве дифференциально-диагностического показателя.
Скорее всего таким показателем может быть степень нарушения этих функций и процессов.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов