Заболевший организм в результате уменьшения защитных сил и повышенной чувствительности даже во внеприступном периоде представляет собой благоприятный объект для различных инфекционных агентов и для хронифицирования различных инфекций. Они нарушают спокойное течение затихшего ревматического процесса, вызывают появление легких волн типа «субатак» Штейнберга, и внеприступный период, в сущности, превращается в «амбулаторный ревматизм» Талалаева, или в бесприступную форму ревматизма, по нашему определению.
В ряде случаев описанная картина заболевания является непосредственным выражением интеркуррентного или сопутствующего хронического заболевания. В таких случаях ревматизм является фактором, который, повышая реактивность организма, содействует более легкому выведению его из равновесия и подвержению его действию добавочного инфекционного агента.
Из этого следует, что у больных ревматизмом детей достаточно наличия значительно меньшего очага и более слабо выраженного инфекционного начала, чтобы вызвать описанную тонзиллярную интоксикацию у детей без ревматизма. Иногда такой очаг может не быть клинически выражен и, несмотря на это, вызывать патологические отклонения.
Основание для такого объяснения субкомпенсированного внеприступного периода дает нам то обстоятельство, что мы наблюдали его главным образом у детей с известными очаговыми или иными инфекциями. Субкомпенсированный характер внеприступного периода наблюдается реже в летние месяцы и учащается в осенне-зимние и зимне-весенние, когда учащаются и сопутствующие инфекции.
При лечении и стойкой санации различных очаговых и хронических интеркуррентных инфекций субкомпенсированный внеприступный период чаще всего превращается в компенсированный.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов