Кожные геморрагии, согласно данным различных авторов, встречаются сравнительно часто (от 3 до 13% по В. П. Бисяриной, А. Б. Воловику и др.). По нашим данным они наблюдались у 3% больных ревматизмом детей в виде неправильных, чаще всего округлой формы кровоподтеков, прежде всего на коже голени и стоп, реже на коже бедер, рук и исключительно редко на коже спины и поясницы.
Кроме того, у 4% больных ревматизмом детей мы установили точечные кровоизлияния на коже тех же мест. Иногда кожные кровоизлияния сопровождаются кровотечениями из носа. Сами по себе кожные кровоизлияния не имеют диагностического и прогностического значения.
Однако при их появлении лечащего врача всегда беспокоит вопрос, каково их происхождение, не кроется ли за ними какое-нибудь более серьезное осложнение и т. д. Вот почему мы остановимся вкратце на причинах их возникновения. По этому вопросу существуют различные мнения.
Мы присоединяемся к авторам, считающим, что имеется два момента, обусловливающие происхождение таких кровоизлияний:
- изменения проницаемости стенок мелких кровеносных сосудов;
- изменения состояния системы свертывания крови.
Указанные факторы в известной степени связаны друг с другом, так как у них имеются близкие механизмы. Так, например, один из факторов свертывания крови представляет фибриногенная и фибринолитическая активность крови.
Одним из факторов повышения проницаемости капилляров и мелких сосудов является повышенная фибринолитическая активность крови.
Это приводит к распаду самого внутреннего слоя этих сосудов, состоящего из наслоения фибрина крови и тромбоцитов, что в свою очередь приводит к повышению проницаемости капилляров. Имеющиеся в литературе мнения относительно состояния фибринолитической активности у больных ревматизмом довольно противоречивы. Исследования И. П. Брязгунова в этом отношении показывают, что у больных ревматизмом детей, особенно в ранних стадиях ревматического заболевания (первый ревматический приступ), фибринолитическая активность повышена (59 + 6% при норме 33,7+6,5%).
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов