Ребенок С. Т., 6 лет, и. б. 197/1956 г., поступил на лечение в институт во время первого приступа ревматизма, сопровождаемого панкардитом, бурной и тяжелой клинической картиной, в основе которой были изменения в легких.
При сравнительно слабо выраженных явлениях декомпенсации сердца наблюдался значительный цианоз и диспноэ. Дыхание было учащенным, с раздуванием крыльев носа. При перкуссии обнаруживался слегка укороченный легочный тон; при аускультации — средне-влажные хрипы и жесткое везикулярное дыхание.
Рентгенологически установлены изменения в виде полосок в области корня легких и под правой ключицей. Ревматическое поражение наблюдали также и в других органов (ревматический гепатит). РОЭ и другие лабораторные показатели (Вельтман — VI пр., РОЭ — 56/69, фибриногена — 0,52 г, Мак Клюр — <20) указывали на наличие острого процесса. Противоревматическое лечение оказало сравнительно быстрое влияние на легочные явления.
В последствие оформилось тяжелое, постоянное рецидивирующее ревматическое заболевание с частыми поражениями легких во время повторных приступов ревматизма. Ревматические инфильтраты в легких могут быть скоропреходящими. В мокроте таких больных иногда появлялись кровавые прожилки.
Это является признаком тяжело развивающегося ревматического заболевания. Так из 14 выздоровевших детей с ревматической пневмонией мы находили кровавую мокроту только у одного. Из 12 умерших с ревматической пневмонией кровавая мокрота была обнаружена у 6 детей.
Рентгенологически у больных с инфильтративной формой воспалительных изменений в легких наблюдается подчеркнутый гиперемией легочный рисунок, что является следствием глубокой интерстициальной реакции. На фоне этой картины в легочной ткани отмечаются мелкие инфильтративные тени размерами от булавочной головки до горошины. Количество их велико и они расположены рядом друг с другом в пораженной области, подобно кисти винограда.
Чаще всего такие затемнения располагаются в средних участках легочных полей, а при их множественном характере — распространяются к корням и к более периферическим участкам легочных полей. Часто изменения бывают двусторонними.
Когда размеры инфильтративных изменений увеличиваются, они начинают сливаться и образуют неправильной формы пятнистые тени в виде больших бронхопневмонических очагов. Инфильтративные изменения в легких во время острого ревматического приступа, как по клинической картине, так и по рентгенографическому изображению, скоропреходящи, иногда ликвидируются в течение 1 — 3 дней.
У одного ребенка в нашей клинике (Г. А., и. б. 976/1960 г.) во время первого приступа развилась ревматическая пневмония, выраженная в виде инфильтрата в корне левого легкого (при рентгенологическом исследовании наблюдалось наличие мелкопятнистой тени). Инфильтрат совершенно исчез через 2 — 3 дня.
Патогенез таких инфильтратов разнообразен. Часто это ате-лектатические явления с конгестией легочной ткани, набуханием капилляров и последующим спадением альвеол. Клинически это выражается ослабленным везикулярным дыханием, нередко с дующим бронхиальным оттенком, а даже и с бронхиальным дыханием. Иногда выслушиваются хрипы.
У детей с очень тяжелым течением ревматического процесса инфиль-тративные изменения в легких могут задерживаться значительно дольше, что наблюдалось нами у детей с летальным исходом. Воспалительные изменения в легких могут получить затяжное развитие и у детей с повторными ревматическими приступами, особенно при вялом волнообразном течении ревматизма.
У детей с подострой формой ревматического заболевания с вялой пролонгированной динамикой болезненного процесса мы наблюдали хронификацию пневмонического поражения в течение 3 — 4 месяцев с периодами затихания и обострения.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов