С нашей точки зрения, объяснять все особенности (возрастные и индивидуальные) исключительно типологическими свойствами высшей нервной деятельности было бы неоправданным увлечением. Как уже было сказано выше, существуют и ряд других моментов, таких как тканевые, органные морфофункциональные особенности и состояния, которые активно определяют возрастную и индивидуальную реактивность организма на болезнетворный агент.
Но центральное место в реактивности ребенка, проявляющейся на фоне различных заболеваний, занимает регулирующая роль центральной нервной системы. Роль частных механизмов в значительной мере подчинена центральной нервной системе.
Их включение в деятельность в большей степени определяется обеспечением коры головного мозга более полной и более эффективной мобилизацией защитных и компенсаторных механизмов.
Поэтому частные механизмы можно оценивать как базу, определяющую характер реагирования центральной нервной системы.
Исходя из приведенных здесь примеров, характеризующих общее положение вопроса о физиологических основах индивидуальной реактивности, мы считаем необходимым подчеркнуть недопустимость пренебрежительного отношения педиатров к изучению высшей нервной деятельности больного ребенка.
Это, с одной стороны, порождает недооценку учета типологических особенностей конкретного ребенка, а, с другой — неиспользование возможностей клинициста в определении типологических особенностей с учетом описанных физиологами критериев (Коларова-Бирюкова).
Трудности, благодаря наличию множества неточностей и неясностей в методическом отношении, должны преодолеваться физиологами, а неточности в толковании получаемых данных — клиницистами совместно с физиологами. Нас, клиницистов, соответствующие, доступные для условий клиники приемы определения типологических особенностей ребенка полностью не удовлетворяют.
Но, несмотря на то, что существующие методы не могут считаться исчерпывающими, все же с их помощью педиатр может получить представление о типологических свойствах ребенка, хотя бы в основных чертах.
Это дает возможность уточнения и особенностей протекания заболевания, у каждого больного ребенка, и характера его защитных реакций. Таким образом педиатр должен использовать существующие методы для изучения индивидуальных особенностей больного ребенка (Красногорский, Иванов-Смоленский, Коларова-Бирюкова и др.). Это, пожалуй, единственно реальный для правильного истолкования всех отклонений не только в норме, но и в патологии, что позволит проникнуть в самые тонкие черты индивидуальных особенностей отдельных пациентов.
Не будет преувеличением сказать, что основой правильного диагноза и правильного отношения к заболевшему ребенку является знание индивидуальных особенностей его высшей нервной деятельности.
Только это поможет педиатру выйти за рамки вредного для педиатрической науки схематизма, в котором, к сожалению, находится еще преобладающее число клиницистов.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов