Эффективная, быстрая и экономная адаптация организма требует в отдельный момент повышения деятельности одних органов и систем и понижения других.
Третий функциональный элемент реактивности — ауторегуляция — осуществляется благодаря наличию обратной связи между реагирующим органом и центральной нервной системой. В результате этого в процессе изменения реакции органа в центральную нервную систему поступает непрерывная информация о функциональном состоянии действующего органа.
Это дает возможность осуществлять быструю и экономную регуляцию реакции, стабильное возвращение органа в исходное положение.
Организующая, координирующая и регулирующая по механизму ауторегуляции роль нервной системы осуществляется всеми ее отделами при решающем значении коры головного мозга. Кора головного мозга, как наиболее молодой в филогенетическом отношении и наиболее высокоорганизованный отдел центральной нервной системы, реагирует прежде всего на различные воздействующие на организм факторы.
Из сказанного следует, что возрастные и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности играют первостепенную роль в оформлении индивидуальной реактивности организма. Разнообразию характерологических особенностей высшей нервной деятельности соответствует также не меньшее разнообразие индивидуальных черт реактивности организма.
Так, например, в раннем детском возрасте, когда нервные процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами, наблюдается значительно более генерализованная ответная реакция детского организма по сравнению с детьми более старшего возраста.
В последние годы накопилось много фактов, свидетельствующих о том, что типологические особенности высшей нервной деятельности определяют характер проявления иммунологической активности при формировании различных компенсаторных и восстановительных реакций, течение различных функциональных нарушений нейрогенного происхождения, проявление реакций организма на повреждающие его факторы (Д. Ф. Плецитый, В. И. Говалло, И. В. Скородумова и А. И. Монайенков и др.).
Убедительны в этом отношении факты, полученные 3. Н. Брике, изучавший фагоцитарную активность лейкоцитов у детей при внутримышечном введении гамма-глобулина. Она установила различный характер фагоцитарной реакции в зависимости от типологических особенностей нервной системы.
У детей с возбудимым типом нервной деятельности наблюдались быстрые (к 30 минуте) и высокие фагоцитарные реакции, которые задерживались длительное время (в ряде случаев и после первых суток).
У детей с уравновешенным типом нервной системы эти реакции были умеренно выражены, начинаясь после 4-х часов и заканчиваясь к концу первых суток. У детей с тормозным и инертным и тормозным типом нервной системы повышение фагоцитоза было выражено слабо и фагоцитарная реакция отличалась повышенной истощаемостью.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов