Эти факторы, обусловливающие предрасположение к ревматизму, уже в далеком прошлом привлекали к себе внимание различных авторов. Однако, ввиду трудности оценки их действия в отрыве от остальных ревматогенных факторов внутренней и внешней среды, значение таких факторов в распространении ревматизма оценивалось неправильно.
Воздействие ряда других факторов (стрептококковое окружение, неправильный режим жизни, наследственная предрасположенность и пр.) многие авторы относили частично или всецело за счет бытовых и жилищных условий, поэтому их ревматогенная роль значительно преувеличивалась.
В последнее время в литературе появились исследования, дающие более реальное представление об удельном весе этих двух факторов в патогенезе ревматизма. Так Шомов, анализируя факторы «семейного ревматизма», отмечает, что условия быта не оказывают непосредственного воздействия на частоту семейного ревматизма.
Щерба и сотр. при обследовании санитарных условий жилищ «ревматических» семей не обнаруживают явных отклонений от принятых санитарно-гигиенических норм. Проскурякова, при изучении жилищно-бытовых условий 154 больных ревматизмом детей и 80 практически здоровых, не нашла существенных различий в этих двух группах. Наши исследования показывают, что бытовые условия не выступают как важный для ревматического заболевания фактор.
Различия в коэффициентах заболеваемости ревматизмом между школьниками, живущими при плохих (+) и при хороших (-) бытовых условиях, с большей вероятностью можно объяснить случайностью (Р>0,10).
Однако, ввиду однонаправленности этих различий во всех возрастных группах, нет оснований полностью игнорировать влияние бытовых условий, хотя оно и незначительно. Более существенным фактором в этом отношении, согласно нашим данным, является фактор жилища.
У школьников, живущих в негигиеничных квартирах, коэффициенты заболеваемости ревматизмом в 1,58 раз выше по сравнению с живущими в гигиеничных квартирах (Р<0,001). Анализируя оба эти фактора (бытовые условия и гигиена жилища), следует иметь в виду, что массовые исследования, на основании которых мы формируем эту оценку, проводились в Болгарии в 1961 и 1962 гг.
Это значит, что все обследованные нами дети родились и жили всю свою жизнь при социалистической власти.
Нет необходимости объяснять и приводить соответствующие данные о том, что в социалистическом обществе различия в бытовых и жилищных условиях между отдельными семьями сведены до минимума. Этим, вероятно, в значительной степени обусловливается почти полное уничтожение (полная утрата значения фактора бытовых условий) и понижение значения фактора жилища.
Это остается в силе и для наших данных, и для исследований советских авторов. Этого нельзя сказать о капиталистических и колониальных странах.
В капиталистическом обществе, где условия жизни эксплуатирующего и эксплуатируемого классов резко различаются, вероятно, роль факторов «гигиена жилища» и «бытовые условия» выступает значительно больше.
У нас нет конкретных данных в этом отношении, но общеизвестно, что заболеваемость, в том числе и ревматизмом, эксплуатируемых классов и бедного населения значительно выше. Тяжелые условия жизни истощают детский организм, делают его легко доступным для разных заболеваний, которые своим аллергизирующим действием прокладывают дорогу ревматизму.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов