Теоретическое значение имеет также и вопрос о так называемой местной сенсибилизации, выражающейся в строго определенных участках под формой ограниченного фибриноидного некроза в стенках сосудов, а также и в интерстициальных пространствах некоторых органов.
При местной сенсибилизации учитывают указанные выше механизмы антигенной фиксации. Они быть может играют решающую роль при создании гематогенных и лимфогенных очагов, как и при различных морфологических изменениях в сердце и суставах.
Существующее мнение о том, что только эндотелий сосудов и РЭС могут быть основным субстратом, «шоковой тканью» для развития и проявления реакции Аг — Ат, нуждается в известных поправках.
Антигены, по данным Адо, способны проходить сквозь гемато-тканевой барьер, вступая в связь с рецепторными аппаратами более дифференцированных тканей. Связывание антигенов холинорецептивными полями некоторых тканей приводит к освобождению больших количеств ацетилхолинэстеразы. Вопрос о роли надпочечниковых кортикостероидов при аллергической реакции хорошо разработан Dougherty.
Он выдвигает следующие три основных направления:
- Антианафилактический эффект.
- Антифлогистическое действие.
- Влияние на образование антител, проявляющееся лишь в ранних стадиях этого процесса.
Эти данные касаются группы кортизона, кортизола и родственных им соединений. Роль минералокортикоидов выражается в отчетливых изменениях структуры, которые в условиях эксперимента напоминают изменения при ревматизме (опыты Селье с дезоксикортикостеронацетатом). Эти изменения развиваются еще быстрее и степень их выраженности бывает сильнее, если, наряду с исключением действия коры надпочечников, соответственно и щитовидной железы, сочетают введение минералокортикоидов с воздействием холода.
На основании такой постановки эксперимента Селье, Urbach предполагает существование так называемого «эндогенного механизма» для развития аллергической реакции, который имеют в виду при изучении ревматизма. Роль основного вещества СТ при развитии аллергической реакции все еще недостаточно выяснена.
Наличие белка и полисахаридов в ОВ, как и соответствующих протеолитической и муколитической энзимных систем, создает условия для обособления Аг, для развития реакций — Аг — Ат. Указанные выше сходные черты между некоторыми бактериальными и соединительнотканными мукополисахари-дами, между отдельными этапами их биохимического синтеза, создают условия для перекрестных реакций между образованными к бактериальным антигенам антителами, которые в свою очередь вступают в реакцию со сходными по структуре тканевыми мукополисахаридами.
В этом отношении заслуживают внимания данные Kaplan, обнаружившего связанные γ-глобулины в клапанах сердца у больных ревматизмом. Эта находка дала ему основание считать возможным существование общих антигенных составных частей в стрептококках и сердечной ткани, взаимодействующих при реакциях Аг — Ат.
Подобный механизм выдвигает вопрос и о роли аутоаллергии при ревматизме. Исследования, проводимые с помощью флуоресцентных антител по методу Coons, позволяют согласиться с существованием следующих трех основных антигенных составных частей СТ: Аг фиброзной ткани (группа Аг фибробластов, интерстициальных волокон, адвентиции крупных сосудов), Аг ретикулина и Аг базальной мембраны (Scott).
Ввиду наличия сенсибилизации в отношении этих трех видов тканевых антигенов, необходимо обсудить их значение при некоторых патологических условиях. Обнаружение фибриноида в соединительной ткани во время некоторых аутоаллергических процессов ставит последние в известную патогенетическую связь с некоторыми заболеваниями группы так называемых «коллагенозов».
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов