Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем этот синдром носит название «минимальная» мозговая дисфункция.
Поражение диагностируется не раньше как в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, однако чаще только при поступлении в основную школу или в течение первых годов обучения в школе.
В соматическом развитии и в грубой моторике не обнаруживаются заметные отклонения, ребенок на первый взгляд не отличается от других детей, обычно к нему предъявляются в школе такие же требования, как и к другим детям. Вскоре появляются затруднения в воспитании и обучении, ребенок начинает в некотором отношении отставать.
Если патологический синдром минимальной мозговой дисфункции вовремя и правильно не диагностируют и не лечат, то могут развиться вторичные нарушения в области эмоций, психики и характера, сохраняющиеся иногда на всю жизнь.
Во время второй мировой войны чешскими авторами у детей дошкольного и школьного возраста был описан комплекс признаков, названный ими минимальной детской энцефалопатией.
Авторы были убеждены, что анатомической основой этого заболевания являются мелкие микроскопические поражения центральной нервной системы. В наше время от морфологической основы синдрома в большинстве случаев уже отступают, поэтому в названии появилось понятие «дисфункция».
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек