При исследовании проприорецептивных рефлексов поступают в краниокаудальном направлении от головы к нижним конечностям.
Наконец вызывают движение различными экстерорецептивными стимулами, например светом, звуком, или с помощью тактильных болевых раздражений, оценивая одновременно вызванные сенсорные и кожные рефлексы. Этим способом обследуют новорожденного в пяти стандартных положениях. В каждом из этих положений исследование начинают наблюдением и кончают применением экстерорецептивных раздражителей.
Переходят от одного положения к другому, не возвращаясь к предыдущему, чтобы избежать чрезмерных манипуляций с ребенком и излишне его не тревожить. Обязательно следует соблюдать принцип последовательности исследования отдельных положений, но также и отдельных феноменов и тестов.
Изменение положений происходит естественно и плавно: Обследование начинают с положением ребенка на спине. Оценив на основе указанных приемов общий вид, позу и моторику ребенка в этом положении, переходят к исследованию дальнейшего положения, в качестве которого мы избрали усаживание как наиболее целесообразное. Новорожденного подтягивают слегка пассивно за руки из положения лежа на спине в положение сидя.
При этом следят не только за головой, как это обычно принято в тесте реакция на тракцию, но оценивают и положение туловища и всех конечностей. Новорожденного затем медленно укладывают обратно на спину и рефлекторно переводят его в третье положение — в положение лежа на животе.
Исследование проводится опять же в краниокаудальном направлении, начиная с наблюдения и продолжая пальпацией, перкуссией и т. д.
Вслед за этим новорожденного переводят в четвертое положение, которым является горизонтальное подвешивание, и искусственно приводят его в разные постуральные ситуации. Затем его ставят ступнями на опору в пятое — вертикальное положение.
Наконец исследуют некоторые настораживающие и болевые феномены, которые обычно существенным образом изменяют состояние поведения ребенка. Все исследование ведется поэтому таким образом, чтобы ребенка слишком не беспокоить и не изменять его состояние, так как это вызывает изменения рефлекторных реакций даже в короткий промежуток времени: один и тот же рефлекс дает тогда количественно другой ответ.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек