Непосредственное осуществление функций по специальной охране детства законом возлагается на отделы народного образования. Чрезвычайно важно выявить всех детей, которые лишены самого необходимого — семьи, родительской заботы и любви. Их необходимо выявлять в раннем возрасте и своевременно, чтобы между моментом, когда ребенок остался без родительского присмотра, и его устройством прошло не более 1 мес. Ведь развитие ребенка зависит от среды, в которой он растет. Именно в раннем детстве воспитываются жизненные навыки, наклонности и формируются черты характера, которые скажутся на личности ребенка, гражданина.
Поэтому статья 122 Кодекса о браке и семье РСФСР (КоБС) и соответствующие статьи КоБС союзных республик обязывают государственные и общественные организации, всех граждан незамедлительно сообщать отделу народного образования о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей.
По роду своей деятельности в первую очередь узнают о таком ребенке органы ЗАГСа (при регистрации смерти родителей), органы социального обеспечения (при назначении пенсии по случаю потери кормильца), органы внутренних дел, суда и прокуратуры (в случае ареста, осуждения родителей).
Особое место в работе по своевременному выявлению таких детей принадлежит лечебно-профилактическим учреждениям органов здравоохранения. Именно они еще до рождения ребенка, а также в его раннем возрасте располагают сведениями о неблагополучных семьях и семьях с факторами социального риска. Долг органов народного образования, здравоохранения и других заинтересованных ведомств, общественных организаций прийти на помощь детям в тот момент, когда они больше всего в ней нуждаются.
Необходимо организовать уход за такими детьми, не оставлять их без присмотра и заботы до тех пор, пока они не будут устроены.
Все эти ведомства вправе высказать свое мнение по поводу избрания той или иной формы устройства ребенка.
Однако вопрос о целесообразности передачи его на усыновление, под опеку или в детское учреждение решает отдел народного образования, который принимает во внимание все обстоятельства и при этом руководствуется только интересами ребенка. В нашей стране имеется достаточная сеть домов ребенка, дошкольных и школьных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, как правило, только 1/4 таких детей, ежегодно выявляемых государственными органами и общественностью, поступает в детские учреждения. Остальные устраиваются на воспитание в семьи советских граждан в порядке усыновления, опеки (попечительства), реже — патроната.
Многолетний опыт свидетельствует, что передача детей на воспитание в семьи является лучшей формой их устройства. Эти дети не только нормально питаются, хорошо учатся, одеты, воспитаны, но и окружены родительской заботой, семейным теплом, что жизненно необходимо каждому ребенку.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина