Олигофрения имеет два клинических варианта — апатический с общей вялостью и моторной неловкостью и возбудимый с психопатоподобным поведением и двигательной расторможенностью.
Разграничение олигофрении, особенно второго варианта, с минимальной мозговой дисфункцией часто бывает затруднительным, так как фасад двигательной расторможенности может перекрывать интеллектуальную несостоятельность ребенка.
В этих случаях дети нуждаются в совместной консультации невропатолога и психиатра для проведения дифференциального диагноза, решения вопроса о профиле группы, в которой должен находиться ребенок (физиологическая или для детей с органическими поражениями центральной нервной системы).
Это очень важно, так как тактика педагогических и лечебных воздействий на этих детей различна. Дети с минимальной мозговой дисфункцией, церебрастенический синдромом, компенсированной гидроцефалией должны находиться в физиологических группах.
Их контакты со здоровыми детьми являются в определенной степени педагогическим и лечебным воздействием.
В то же время педагоги и воспитатели этих групп, а также медицинские работники должны иметь к этим детям индивидуальный подход с элементами щадящего режима и периодическим включением различных мягких седативных препаратов, типа корня валерианы, пустырника, пиридитола, пангамата кальция.
Эти дети при правильном педагогическом подходе достаточно контактны и адекватны в поведенческих реакциях и не нарушают общего режима группы.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина