Самостоятельная игра, возникающая по инициативе ребенка, занимает более 80% каждого отрезка бодрствования.
Особая ценность игры в том, что она интересна ребенку и поэтому способствует его развитию. До 1 года 3 мес ребенок воспроизводит в игре то, чему его учили. В период от 1 года 3 мес до т/г лет появляются новые действия, которые специально с ребенком не разучивались.
Ребенок отображает отдельные, наиболее часто наблюдаемые действия, особенно привлекшие его внимание в деятельности взрослых. И чем больше он увидит, тем разнообразнее его игра. Это период развития «отобразительных действий», получающих наибольшее развитие к концу 2-го года жизни и переходящих в «сюжетные отобразительные игры», когда ребенок легко воспроизводит окружающие явления, наблюдаемые им или увиденные раньше.
Деятельность становится более устойчивой, действия с предметами направлены не только на предметы (взять, перенести и др.), но и совершаются с их помощью. Предметы используются как средство достижения цели (одеялом накрыть куклу, из кубиков строить) и как орудие (ложкой есть, палочкой придвинуть игрушку). Во время игры формируются взаимоотношения между детьми.
Появляется совместная игра, ребенок включается в игровые действия других детей, они согласовывают действия друг с другом, играют вдвоем одной игрушкой. Однако на 2-м году жизни еще преобладает индивидуальная игра. Общение ребенка со взрослым становится более содержательным. В процессе общения закладываются основы нравственного поведения.
Ребенок осваивает способы и средства общения, принятые в обществе людей, действия с предметами быта, усваивает их функциональное назначение, овладевает навыками культурного поведения. Он умеет подчиняться требованиям взрослого и выполнять его поручения, хорошо знает места хранения игрушек, одежды, свое место за столом, ориентируется в помещении и на улице.
Ребенок 2-го года жизни эмоционально отзывается на музыку, ритмы, интонацию и напевность стихов и потешек, на художественное слово, начинает подпевать музыке, появляются певческие интонации.
Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется ритмичность.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина