С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате.
Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью, обозначать воспринимаемое словом; к 2 годам это стимулирует появление первых вопросов «где?», «куда?», «что это?» В первом полугодии 2-го года жизни развивается способность подражать словам, произносимым взрослыми. Слова ребенка еще носят облегченный характер (би-би — машина, ав-ав — собачка), поэтому воспитательница называет предмет полным словом и сразу дает образец для подражания, называя этот же предмет облегченным словом. До 1 года 3 мес ребенок в основном лепечет, затем лепет сокращается.
К 1 1/2 годам ребенок уже способен некоторые слова произносить достаточно верно и, подражая взрослому, повторять за ним короткие предложения. К 1 году 9 мес увеличивается число слов, произнесенных правильно; к 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, в его речи есть существительные, глаголы, местоимения и наречия, появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее-время глаголов.
Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные (губные и небные).
Для развития речи необходимо обеспечить соответствующие условия. Лепечут дети больше всего во время общей двигательной активности, пользуются словами в момент сильной заинтересованности и действий с предметами, а предложениями — при общении со взрослыми.
Поэтому необходимыми условиями для развития активной речи являются: обеспечение двигательной активности, общение со взрослым, организация специальных общений, способствующих развитию речи. В доме ребенка надо активно формировать у детей потребность в речевом общении со взрослым. Надо помогать им высказываться, давать образец для подражания.
Если ребенок уже умеет выражать свои желания звуком, словом, то надо давать ему возможность высказываться, а не реагировать на жесты.
У ребенка 2-го года жизни быстро развивается способность подражать. Это характеризует уровень развития, так как подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Между всеми линиями развития наблюдаются тесные взаимосвязи, но их зависимость и сила влияния друг на друга меняется на протяжении года.
До 1 1/2 лет наибольшее развитие получают общие движения, игра и действия с предметами, а также формирование умений при проведении режимных процессов.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина