Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания.
Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко создает сложности в воспитании ребенка. На 2-м году жизни сохраняется быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность развития.
В этом возрасте формируются следующие линии развития: речь понимаемая и активная; сенсорное развитие и развитие движений, умений и навыков самообслуживания в режимных процессах; формируются такие важные виды деятельности, как действия с предметами и игра; более содержательным становится общение ребенка со взрослым.
Активный словарь ребенка увеличивается от 30 — 40 слов к 1 1/2 годам и до 200 — 300 слов к 2 годам.
На протяжении 2-го года жизни, по мере овладения речью ее роль повышается, в частности усиливается влияние понимания речи на другие линии развития, особенно на сенсорное развитие и активную речь (наиболее информативный показатель на 2-м году). Увеличение роли активной речи наблюдается к концу 2-го года. Второй год жизни особенно важен для развития речи.
Речь наиболее чувствительна к воздействиям неблагоприятных факторов. Частые заболевания, недостаточность общения со взрослыми, отсутствие положительных эмоций, сниженный эмоциональный тонус ребенка, период адаптации, хроническое утомление и переутомление, дискомфортные условия жизни (гигиеническая среда, уход, режим, питание и др.) — все это ведет к задержке развития активной речи. На 2-м году развивается понимание речи, формируется функция обобщения.
Ребенок учится подражать в произнесении слов и предложений, осваивает грамматику; растет словарь активных слов, и ребенок начинает пользоваться своим запасом слов. От 1 до лет интенсивно устанавливаются связи между предметами и их словесными обозначениями, формируются обобщения в понимаемой речи.
Ребенок находит предметы по слову взрослого среди предметов все более близких по своим внешним признакам. К 1 1/2 годам в собственной речи ребенок начинает обобщать предметы по существенным признакам; появляется способность понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина