Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок.
Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными и обучающими воздействиями. Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи.
К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес — названную игрушку среди многих других, а к 12 мес по просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.).
К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией; становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др.
Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо». Формируется активная речь. В период от 9 до 12 мес ребенок овладевает первыми словами. В основе произнесения первых слов лежит понимание речи, способность лепетать и подражать.
Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце 1-го года становятся составными частями первых слов («баба», «дай», «на», «бах», «ав» и др.). Словом является любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание.
Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, так как это определяется взрослым. К году ребенок произносит около 10 простых, облегченных, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значительно меньше понимаемых.
Ребенок много лепечет, сопровождает лепетом свои действия, движения.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина