Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка.
Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 мес ребенок реагирует на новую обстановку; в незнакомых условиях, при виде чужих людей перестает улыбаться, длительно и напряженно их рассматривает, может заплакать.
Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 мес ребенок по звучанию узнает свое имя. Все это свидетельствует об умении различать, об адекватном реагировании на окружающее, а также о восприятии речи человека, что в дальнейшем способствует пониманию и активной речи. Во втором полугодии на основе дифференцировок возникают действия с предметами.
Ведущим в возрасте от 3 до 6 мес является развитие движений руки; к 5 мес — акт хватания, – целенаправленное движение рук, в 6 мес ребенок сам берет игрушки и манипулирует с ними. На основе этих движений формируются игровые действия с предметами; ребенок познает окружающее, приобретает жизненный опыт.
Движения руки во многом способствуют формированию умений в процессе кормления и основных движений во втором полугодии. Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 мес ребенок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина