Эмоциональное общение с ребенком — одно из важных условий его активного бодрствования. И особенно важно выполнять эти требования в доме ребенка. Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения.
Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна. Например, если ребенок в возрасте 2 — 2 1/2 мес активно бодрствует в течение 1 1/2 ч, спит подряд 2 — 2 1/2 ч и выдерживает длительные промежутки между кормлениями, то его можно переводить на следующий возрастной режим с более длительным бодрствованием (до 2 ч) и шестью кормлениями через 3 1/2 ч.
Однако если ребенок старше этого возраста спит мало и недостаточно глубоко, у него повышенная пищевая возбудимость (не выдерживает интервалы между кормлениями в 3 1/2 ч), то он нуждается в режиме с семью кормлениями через 3 ч и длительностью бодрствования не более 1 1/2 ч.
В дальнейшем ритм кормления изменяется в соответствии с возрастом. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка.
Для детей до года наиболее целесообразна очередность, при которой ребенок сначала ест, после чего активно бодрствует и затем спит: в возрасте до 9 мес проснувшегося ребенка сразу кормят, а затем он бодрствует активно и радостно.
Изменение этой последовательности после 9 мес связано (так же как и изменение ритма кормления) с увеличением длительности бодрствования и уменьшением числа отрезков дневного сна. Ребенок после 1 1/2 лет спит днем 1 раз, поэтому кормить его можно в середине и даже в конце бодрствования (обед, ужин).
С возрастом ребенка существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования; деятельность становится более разнообразной. Длительные однообразные занятия, одно и то же положение ведут к быстрому снижению активности и появлению утомления. Эти вопросы требуют особого внимания при организации бодрствования детей в доме ребенка.
При назначении режима дня и его изменении) необходимо учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности ребенка (потребность в длительности бодрствования, частоте и длительности периодов дневного сна), уровень физического развития, состояние здоровья.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина