Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка.
Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений тяжелой адаптации.
Организация жизни детей в условиях дома ребенка включает в себя все элементы оздоровительно-воспитательной работы, в том числе и ряд моментов, которые необходимо учитывать для формирования и тренировки адаптационных возможностей ребенка, а именно: обеспечение (по возможности) оптимального состояния здоровья и уровня развития ребенка; ограничение числа лиц, обслуживающих детей в возрасте до 2 лет.
Начиная с 12 — 13 мес необходимо знакомить ребенка, через постоянно обслуживающего его взрослого с другими взрослыми и по возможности с другими, более старшими детьми, с различными помещениями дома ребенка, с животными, уличным транспортом и др.
Привычный для ребенка взрослый может брать его к себе домой, знакомить со своими близкими (взрослыми и детьми).
На 3-м году жизни надо активнее выводить детей за пределы дома ребенка, организовывать встречи с пионерами, находить другие средства для расширения познавательных возможностей ребенка. Что касается жизни вновь поступивших детей, то здесь нужен индивидуальный подход в зависимости от того, откуда поступает ребенок.
Если ребенка переводят из родильного дома или стационара, то важно в первое время сохранять температурный режим помещения в тех же параметрах, в которых ребенок находился раньше, особенно осторожно менять режим питания; в первую неделю увеличить на 50 — 100 г (в зависимости от возраста ребенка — первое или второе полугодие жизни) количество выпиваемой ребенком жидкости. Целесообразно давать пить физиологический раствор с добавлением глюкозы. Не следует проводить специальные закаливающие процедуры в течение 15 — 30 дней.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина