Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами.
- Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы к источнику звука или взгляд на него.
- Быстрота реакций ребенка соответствует требованиям окружающей среды. Так, если мы говорим ребенку: «Бежим быстрее через дорогу, пока нет машин», — ребенок подчиняется темпу, который ему предъявляется.
- Поведение ребенка соответствует его состоянию.
Если ребенок голоден, он ест хорошо, если устал — спокойно относится к укладыванию в постель.
Исследования Н. И. Красногорского показали, что характер таких реакций связан с изменениями возбудимости центральной нервной системы ребенка, которые являются временными, т. е. фазовыми.
При нарушении оптимального состояния возбудимости происходят изменения либо в сторону повышения возбудимости нервной системы, либо в сторону ее понижения. У здоровых, нормально развитых детей часто возникают временные нарушения возбудимости нервной системы. Однако плач, нарушения в поведении ребенка нельзя считать нормальным возрастным явлением. Они чаще всего возникают в результате неправильных воспитательных подходов к детям, нарушений в организации их жизни, изменений в состоянии здоровья.
Особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности, ограничение сенсорных впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина