Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом. Особенность работы врача в доме ребенка заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и воспитательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают персонал, контролируют и планируют его работу.
Педиатры пользуются данными педагогов об уровне нервно-психического развития детей, об их поведении при написании эпикризов и назначении оздоровительных мероприятий. Педагоги в свою очередь получают от врачей сведения о состоянии здоровья детей и учитывают их при планировании занятий.
Не должно быть разницы в оценке уровня развития ребенка и состояния его здоровья в документации врача и педагога. Ее наличие свидетельствует о незнании истинного состояния ребенка, а при этом не может быть и правильных назначений. В настоящее время большинство домов ребенка специализированные (имеют группы для детей с выраженной неврологической патологией и для детей с так называемыми пограничными состояниями).
Для скорейшей реабилитации этих детей в штатах домов ребенка предусмотрены должности врачей-невропатологов, педагогов-дефектологов, логопедов, инструкторов ЛФК, В лучших домах ребенка осуществляется комплексный и единый подход к детям со стороны педиатра, педагога и этих специалистов.
Однако случается еще и несогласованность в их работе: невропатолог назначает лечебный массаж, инструктор ЛФК проводит массаж возрастной, в назначениях педиатра вообще ничего не сказано о массаже, эффективность же его никто не проверяет.
Согласованность, единство в работе медико-педагогического персонала так же, как и выполнение всех вышеперечисленных условий, определяет эффективность реабилитации детей и обеспечение хорошего состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом, а именно это и есть основная задача учреждения интернатного типа, каким является дом ребенка.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина