Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка вытекают из специфики поступающего туда контингента детей и тех условий, в которых живут и воспитываются дети. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, — это дети, лишенные семьи, часто нежеланные.
Изначально у преобладающего их большинства — неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, так что состояние здоровья этих детей уже в момент поступления далеко от оптимального; дети первой группы здоровья встречаются только в виде исключения.
В социальном анамнезе у этих детей также всегда отмечаются факторы неблагополучия, о чем свидетельствует уже сам факт поступления в дом ребенка. Как правило, имеет место сочетанное неблагополучие в анамнезе, хотя сведения об этом в сопровождающей документации часто неполные или вообще отсутствуют.
Это, естественно, затрудняет дифференцированное планирование оздоровительной работы и воспитательных воздействий. Нельзя не остановиться и на том обстоятельстве, что многие дети поступают в дом ребенка из стационара, где они обычно длительно находились на излечении.
Это накладывает отпечаток как на состояние здоровья ребенка (он поступает ослабленным), так и на его развитие (в этом случае мы обычно имеем дело с отставанием как физического, так и психического развития). Такому ребенку оздоровительно-воспитательные мероприятия также должны назначаться дифференцированно. Мы рассмотрели особенности состояния здоровья детей, поступающих в дом ребенка. Однако существует еще и среда, в которой живет и развивается ребенок. Существуют объективные параметры, специфические для социальной микросреды этого типа учреждения.
К ним относятся: стандартное оборудование группы, в которой дети живут, однотипность вещей и игрушек, находящихся в их- распоряжении, малая возможность уединиться от сверстников, постоянный дефицит индивидуального общения со взрослым и недостаток впечатлений.
Все это накладывает отпечаток на поведение детей. Для них характерны вспышки возбуждения, трудность торможения реакций, быстрое развитие утомления, фазовые состояния, негативные реакции, малая социальная адаптабельность (дети трудно привыкают к новому). У них часто грустный взгляд.
Если персонал не стремится к активному преодолению этих факторов среды и уменьшению их влияния на ребенка, то могут возникнуть такие реакции, как раскачивание, сосание пальцев, двигательное возбуждение при недостаточной двигательной активности.
Вследствие этих реакций замедляется темп обучения, медленно закрепляются умения, отмечается недостаточность ориентировки в окружающем, страдает координация движений, снижается речевая активность, речь монотонна.
Игры таких детей однообразны и неразвернуты. Показатели нервно-психического развития не соответствуют возрастным нормативам.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина