В марте 1943 г. в Наркомздраве СССР было созвано совещание по вопросам детского здравоохранения, на котором особое внимание уделялось качеству работы учреждений, обслуживающих эвакуированных детей, устройству детей на усыновление и патронат, выявлению безнадзорных детей в освобождаемых от оккупации районах. Было принято постановление об организации специальных домов ребенка для сирот, родители которых погибли на войне, а также для детей воинов Красной Армии и партизан. За короткое время в Воронежской, Орловской, Смоленской, Калининской, Ростовской, Сталинградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях было организовано 22 специальных дома ребенка на 1450 мест.
Во время войны и в первые послевоенные годы снова большое значение приобрел патронат, т. е. передача детей на временное воспитание в семьи трудящихся. Особенно это широко практиковалось в Казахстане, республиках Средней Азии, где многие семьи брали на патронат, а затем и усыновляли детей, потерявших связь с родными. На патронируемых детей выдавались денежные пособия, они обеспечивались бесплатной одеждой и обувью.
Дома ребенка несли ответственность за состояние здоровья детей, переданных на патронат; специально выделенные патронажные сестры посещали их на дому, следили за условиями воспитания. В последующие годы эта форма работы из-за отсутствия контингентов детей, которых можно было бы патронировать, постепенно использовалась все меньше и к 60-м годам практически изжила себя. После войны, в период восстановления и развития народного хозяйства содержание работы домов ребенка несколько изменилось.
Потребность в них не уменьшилась, а даже возросла, что было связано с изменением состава воспитывающихся в них детей. После издания в 1944 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам,. многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» увеличилось поступление в дома ребенка детей одиноких матерей, которым было предоставлено право воспитывать их полностью за государственный счет.
Дома ребенка превратились в учреждения для воспитания детей раннего возраста, которые по каким-либо причинам, чаще временным, не могли воспитываться в семье. В этот период сеть домов ребенка достигла максимального развития. В 1948 г. число этих учреждений составило 688, число мест в них 50,7 тыс.
Кроме того, в стране функционировало 46 домов матери и ребенка на 2 тыс. мест. В последующие годы потребность в домах матери и ребенка стала уменьшаться и к середине 60-х годов они повсеместно были ликвидированы.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина