Туберкулезные очаги разнообразны по генезу, морфологии и соответственно рентгенологическим данным. Они могут иметь экссудативный, продуктивный или казеозный характер.
При инволюции процесса наблюдают инкапсуляцию, рубцовую трансформацию — очаги индурируются или кальцинируются.
При обострении формируются полиморфные очаги (разные по проявлениям активности), при расплавлении казеозного компонента — распад. Разнородность очагового туберкулеза легких зависит также от числа очагов, их величины, тенденции к группированию и конгломерации, состояния межуточной ткани и лимфатических путей. Имеет значение и длительность существования процесса.
Излюбленной локализацией очагового туберкулеза являются верхушечные сегменты легких CI, СII и задняя зона CVI. По величине туберкулезные очаги делят на мелкие — до 0,4 см, средние — 0,4…0,6 см и крупные — до 1…1,2 см. На этапах наблюдения за больным рентгенологические характеристики туберкулезных очагов должны отражать состояние их активности. Этот вопрос нередко ограничен пределами возможностей рентгенологического метода исследования.
Решение его требует учета всего комплекса данных общеклинического, динамического и бактериологического наблюдения, а также оценки предшествующей рентгенологической документации. Большинство исследователей туберкулезные очаговые процессы делят на активные (экссудативного типа) и фиброзно-очаговые, имеющие стабильную картину.
Активность туберкулезных очагов в рентгеновском отображении имеет конкретные признаки: контуры их нерезкие, выражена наклонность к слиянию очагов.
Межуточная ткань по ходу долек, сосудов и бронхов воспалительно трансформирована, что отображается на рентгенограмме в виде дополнительного числа мелкосетчатых элементов, размытого и деформированного рисунка. В динамике под влиянием лечения трабекулы мелкой сетки становятся более тонкими и резкими, прослеживаются только на ограниченных участках.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко