Очаговый процесс бронхогенного происхождения обычно односторонний. Развитие бронхогенных очагов происходит с превалированием экссудативной фазы воспаления, образованием более крупных очагов — инфильтратов.
Возможны генетически смешанные пути возникновения туберкулеза. У большинства больных в современных условиях очаговый процесс в легких выявляют на фоне клинического благополучия.
Примерно у 1/4 детей и подростков очаговые изменения в легких обнаруживают в связи с обращением к врачу по поводу тех или иных симптомов. Последние можно разделить на общие и местные.
При этом у больных очаговым туберкулезом лимфогематогенного происхождения преобладают общие симптомы; при бронхогенном развитии — местные. Обычно при очаговом туберкулезе имеют место очаги различного происхождения, поэтому и наблюдаемые у больных симптомы бывают смешанного характера, или общие.
Местные симптомы проявляются небольшим кашлем, чаще сухим, реже — с выделением небольшого количества мокроты (10…20 мл в сутки). Редко наблюдается кровохарканье. Выделение крови с мокротой в виде прожилок обусловлено либо нарушением целости стенок мелких сосудов при некрозе их, либо мелкими бронхоэктазиями. Такого рода кровохарканья быстро прекращаются и не вызывают осложнений.
Нередко отмечают тупые, ноющие боли в плечах или межлопаточном пространстве вследствие вовлечения в воспалительный процесс верхушечной плевры. Общие симптомы обусловлены воздействием продуктов жизнедеятельности микобактерии туберкулеза на различные системы, органы и ткани организма.
Клинически они выражены повышенной утомляемостью, слабостью, нарушением сна, сонливостью, повышенной раздражительностью, эмоциональной лабильностью, похуданием.
У некоторых детей и подростков доминирующими являются нарушения эндокринной системы и в первую очередь щитовидной железы и гипоталамо-гипофизадреналовой системы. Больные в этих случаях отмечают симптомы, характерные для гиперфункции щитовидной железы, в виде повышенной возбудимости, похудания, потливости, субфебрильной температуры, тахикардии, повышения основного обмена и др.
На первый план могут выступать симптомы недостаточности функции коры надпочечников. Тогда предъявляют жалобы на непонятную резкую слабость, адинамию, безразличие к окружающему. По выражению таких больных, им «хочется лежать и ничего не делать»; эти клинические субъективные проявления сопровождаются гипотонией, иногда понижением сахара крови, появлением буроватой пигментации на коже шеи и груди.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко