Методы, усиливающие сократительную способность миокарда за счет кардиотонического (СГ) и кардиостимулирующего эффекта (допамин). Вопрос об использовании СГ при угрожающих состояниях требует специального обсуждения. Опыт работы педиатрической службы Ленинградской городской станции скорой и неотложной помощи показал, что эти лекарственные средства нельзя рассматривать как препараты первой помощи.
Данное положение тем вернее, чем младше возраст пациента. Следует признать порочной распространенную среди некоторых педиатров практику применения коргликона или строфантина в первые минуты ухудшения состояния ребенка. В условиях гипоксии и метаболического ацидоза, сопровождающих большинство угрожающих состояний, токсические эффекты СГ могут проявиться раньше терапевтических.
Этим объясняются «остановки сердца» (фибрилляции желудочков), которые иногда наблюдаются при экстренном введении гликозидов. Их можно применять только при уменьшении у больных степени гипоксии.
Однако и в этих случаях в условиях скорой и неотложной помощи оправданием для использования гликозидов являются только абсолютные показания к ним — неэффективность терапии острой сердечной недостаточности II — III степени другими (кардиотрофными и кардиостимулирующими) средствами.
Следует также принимать во внимание, что однократным введением гликозидов нельзя добиться стойкого кардиотонического эффекта. Для его достижения требуется насыщение препаратами организма ребенка, что невозможно в условиях дефицита времени на догоспитальном этапе. Отсюда надо стремиться обеспечить возможность улучшения состояния больного с помощью других методов лечения острой сердечной недостаточности.
В отличие от СГ применение допамина, несмотря на энергетически невыгодный кардиостимулирующий эффект, показано тем больше, чем тяжелее сердечная недостаточность. Это объясняется его сопутствующим дофаминовым и адреностимулирующим действием, что проявляется усилением диуреза, улучшением коронарного кровотока и снижением общего периферического сосудистого сопротивления.
«Неотложная помощь в педиатрии», Э.К.Цыбулькин